О знаменитости
Карьера: балерина, педагог, балетмейстер
Дата рождения: 26 июня 1879 г. (Рак)
Дата смерти: 5 ноября 1951 г.
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Семейное положение: не была замужем
Биография
Карьера Агриппины Вагановой как педагога-хореографа сложилась удачнее, чем в качестве балерины. Несмотря на трагедию в личной жизни, предательство учеников и социальные катаклизмы, ей удалось оставить глубокий след в методике балета.
Детство и юность
«Царица вариаций» родилась в июне 1879 года в семье отставного унтер-офицера, служившего капельдинером в Мариинском театре Акопа (Якова) Ваганова, армянина по национальности. Агриппина была младшей из трех сестер. Семья жила в центре Санкт-Петербурга, на Офицерской улице, рядом с местом работы Якова Тимофеевича. Квартира Вагановых располагалась в подвале, который заливало при сильных дождях.
В детстве Агриппина, пользуясь должностью отца, пересмотрела все балеты в «Мариинке» и стала грезить порхающим искусством. Хотя родители считали, что коренастая девочка плохо подходит для фуэте, они смогли пристроить младшую дочь в Императорское театральное училище.
Доводом для матери и отца стали не столько мечты Груши, сколько то, что успешно окончившие 1-й класс ученицы переводились на полный государственный пансион. Вагановы жили бедно и вздохнули с облегчением, избавившись от лишнего рта.
Обучение в училище разочаровало Ваганову. Педагоги (в частности Александр Облаков) только показывали па и требовали от учеников повторения, но не объясняли, как это сделать, не раскладывали движения на элементы.
Груша прослыла неудобной ученицей с ужасным характером: девочка изводила наставников вопросами. Бывшая балерина Екатерина Вазем считала, что обучение Агриппины — пустая трата времени: физические данные строптивой танцовщицы были далеки от идеала, а лицо с кавказскими чертами не соответствовало «кукольным» балетным стандартам. Единственное, в чем нельзя было отказать девушке — это в упорстве и самоотдаче на репетициях.
Хотя на выпускных экзаменах Ваганова получила 11 из 12 возможных баллов и влилась в труппу Мариинского театра, где царствовала Матильда Кшесинская, дочери армянского унтер-офицера не давали ведущие партии, которые она самозабвенно разучивала. Главный балетмейстер Мариус Петтипа называл исполнительскую манеру Агриппины ужасной, а когда вариациям балерины рукоплескала публика, утверждал, что Ваганова проплатила аплодисменты.
Личная жизнь
В молодости Агриппина пережила ряд ни к чему не обязывающих романов. Поклонники баловали балерину подарками и возили в лучшие рестораны Санкт-Петербурга, где она после нескольких бокалов шампанского сбрасывала туфли и танцевала под аплодисменты посетителей.
Все изменилось после знакомства с Андреем Померанцевым — полковником-путейцем в отставке, членом правления Екатеринославского строительного общества. Мужчина был в 2 раза старше балерины и, став ее возлюбленным, завалил дорогими подарками. Впервые в жизни у Вагановой появилась прислуга.
В апреле 1903 года на репетиции балерина упала в обморок. Очнувшись, Ваганова узнала, что причина недомогания — беременность. В голове девушки всплыла русская поговорка «Обещанного 3 года ждут» — она ждала сольных партий уже свыше пяти лет после окончания училища, а их все не было. Поразмыслив, Агриппина предпочла материнство туманным карьерным перспективам.
Померанцев не смог получить развод от жены, но после рождения сына Саши поселился с Вагановой и до конца своих дней жил с танцовщицей как муж. Когда умерла старшая сестра Груши, племянники Леля и Сережа стали жить с Андреем Александровичем и Агриппиной Яковлевной. Ваганова не видела разницы между детьми, баловала их и любила водить в цирк и зоопарк, а потом уморительно воспроизводить движения животных.
На революции 1917 года балерина почти не обратила внимания, однако муж становился все мрачнее и в ночь перед Рождеством застрелился. Из избалованной барыни и любимой жены Ваганова в одночасье превратилась в многодетную мать, лишенную средств к существованию, которой дворник из любезности дает раз в день вязанку дров.
Тем не менее Агриппина смогла вырастить детей и племянников. Александр Померанцев пошел по стопам отца и стал инженером-путейцем. Мужчина сохранил архив и мемуары матери.
Балет
В балет погрязшую в материнстве Ваганову вернул сын. Поглядев на фото матери в пачке и на пуантах, мальчик спросил родительницу, почему она больше не танцует, неужели разучилась. Агриппина начала показывать Саше, на что она способна, и пришедшая на работу няня с удивлением обнаружила разгоряченную барыню сидящей на шпагате.
После возвращения в «Мариинку» карьера Вагановой складывалась более удачно, чем в юности. За точность прыжков Агриппину прозвали Стальными ногами. Однажды балерине довелось заменить получившую травму Тамару Карсавину и станцевать главную партию, ведь все сольные роли Ваганова знала наизусть. Но в 1916 году дочку унтер-офицера списали по возрасту, а положенную пенсию после октябрьского переворота перестали выплачивать.
Чтобы прокормить сына и племянников, Агриппина танцевала перед рабочими, солдатами и матросами, преподавала танцы в клубах. А затем Ваганову пригласили работать в родное училище, воспитанники которого репетировали в неотапливаемых помещениях и жили впроголодь.
В наставничестве женщина нашла свое призвание. Строптивая ученица превратилась в резкую и безжалостную на язык преподавательницу, учившую балерин совершать танцевальные па вдумчиво и заботящуюся о каждой ученице как о родной дочери. Майя Плисецкая, которой в юности удалось получить несколько уроков у Вагановой, утверждала, что после занятий стала танцевать намного лучше и, главное, осмысленнее.
Заслуги Агриппины Яковлевны заключаются и в разработке методики совершенствования мышц будущих звезд сцены, и в том, что она сумела объяснить важность русской балетной школы советской власти. Вначале вожди, говоря словами Владимира Маяковского, относились к классическому танцу как к «дрыгоножеству», а к Мариинскому театру — как к царской игрушке и пережитку прошлого. Но затем чиновники поняли роль балета в формировании престижа молодого советского государства на международной арене.
В 1931–1937 годах Ваганова работала художественным руководителем балетной труппы «Мариинки», которая называлась Ленинградским театром оперы и балета имени Сергея Кирова. Однако противники требовательной наставницы обвинили Агриппину Яковлевну в самодурстве и присвоении заслуг советской власти. Среди хулителей были и ученицы, в том числе Галина Уланова. И лишь Наталья Дудинская рискнула заступиться за любимого педагога.
Из Кировского театра Ваганову уволили, и она вновь сосредоточилась на любимом деле — преподавании в хореографическом училище. Опыт наставничества обобщен в знаменитой книге «царицы вариаций» «Основы классического танца».
Смерть
Агриппина Яковлевна скончалась 5 ноября 1951 года. Точную причину смерти балерины и педагога в биографиях не указывают, ограничиваясь словосочетанием «тяжелая болезнь». Известно, что за день до кончины Ваганова порывалась идти проводить занятие в училище на улице Зодчего Росси.
Агриппину Яковлевну похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища. Через 2 года после смерти на могиле Вагановой установили памятник — скульптуру танцовщицы с книгой в руках, а через 6 лет учебное заведение, с которым была неразрывно связана биография балерины, получило имя великого педагога. С 1991 года самая известная в мире российская хореографическая школа называется Академия русского балета имени Агриппины Вагановой.
Память
- 1957 — Академия русского балета (Ленинградское хореографическое училище) имени А.Я. Вагановой
- 1958 — Мемориальная доска в Санкт-Петербурге на фасаде дома, где с 1937 года по 1951 год жила Ваганова
- 1986 — Документальный фильм «Агриппина Ваганова»
- 1988 — Международный балетный конкурс для воспитанников балетных училищ «Ваганова — Prix»
- 2004 — Документальный фильм «Вспоминая великую Ваганову»
- 2009 — Документальный фильм «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная»