О знаменитости
Карьера: актер, кино, певец, хореограф
Дата рождения: 10 мая 1899 г. (Телец)
Дата смерти: 22 июня 1987 г.
Место рождения: Омаха, США
Рост: 177
Семейное положение: был женат
Биография
За 76 лет сценической карьеры певец, танцор и хореограф Фред Астер перевернул представления публики о жанре музыкального кино. Находя путь к сердцу самого строгого критика, он сыграл десятки запоминающихся ролей и завоевал множество престижных премий и наград. Каждый номер в исполнении актера становился новой страницей в истории танца, повлиявшей на творчество таких мастеров сцены, как Майкл Джексон, Михаил Барышников, Рудольф Нуриев и Билл Робинсон.
Детство и юность
Фредерик Аустерлиц, известный всему миру под псевдонимом Фред Астер, родился 10 мая 1899 года в городе Омаха, расположенном в штате Небраска на берегу реки Миссури. Его родители не были коренными американцами, унаследовали от предков немецкие, австрийские и чешско-еврейские корни.
Отец будущего актера, Фриц Аустерлиц, работал в пивоваренной компании, а мать отвечала за воспитание двоих детей и пыталась устроить карьеру творчески одаренной дочери Адель.
Выбрав танцевально-песенный жанр, Энн Аустерлиц мечтала создать дуэт с участием брата и сестры и с детства заставляла мальчика брать уроки хореографии и учиться играть на музыкальных инструментах. Фредерик нехотя освоил фортепиано, аккордеон и кларнет и тем самым определил собственное будущее в шоу-бизнесе.
Вместо общеобразовательной школы дети пошли учиться в танцевальную студию в Нью-Йорке, а затем поступили на хореографическое отделение Академии культуры и искусств. Впервые появившись на сцене, брат и сестра понравились публике, и мать смогла устроить регулярные выступления и предложила заменить фамилию, ассоциировавшуюся с битвой 3 императоров, на короткий и запоминающийся псевдоним Астер.
В начале карьеры непременным атрибутом костюма Фреда были фрак и классический черный цилиндр, скрывавший ощутимую разницу танцоров в росте. Позже, когда Адель повзрослела, родители вынуждены были взять перерыв в выступлениях, ожидая, пока дети станут лучше подходить друг другу на сцене.
Танцы
В 1915 году Астеры появились на публике с усовершенствованными номерами, содержавшими элементы степа. К этому времени Фред всерьез заинтересовался танцами и взял на себя роль хореографа и постановщика номеров. Экспериментируя с музыкой, юноша познакомился с композитором Джорджем Гершвином и выбрал его сочинение для танца под названием «Over the Top», взорвавшего бродвейскую сцену в 1917 году.
После удачного дебюта молодых танцоров пригласили регулярно участвовать в мюзикле «The Passing Show of 1918», а к 1920 году благодаря гастролям в лондонских театрах о дуэте узнало все побережье Атлантики. Особенно зрителям нравились мюзиклы «Забавная мордашка», «Хорошо быть леди» и «Театральный фургон», где пара довела до совершенства мастерство исполнителей чечетки.
В 1932 году, по окончании очередного бродвейского сезона, Адель вышла замуж, и Фред, вынужденный начать сольную карьеру, отправился покорять киноиндустрию. Не сумев закрепиться в Голливуде, танцор продолжил театральную карьеру и некоторое время блистал в постановке «Веселого развода» и других кассовых спектаклях с новой партнершей Клэр Люче.
Фильмы
В 1933 году один из самых успешных продюсеров Голливуда Дэвид Селзник разглядел талант внешне непривлекательного Астера, рост которого едва достигал 177 см при весе около 70 кг, и подписал с ним контракт, предоставлявший работу на киностудии Metro-Goldwin-Mayer. Дебютом в кино для Фреда стал экранизированный мюзикл «Танцующая леди», где он выступил в роли партнера суперпопулярной актрисы Джоан Кроуфорд.
За этим последовала первая совместная работа с молодой подающей надежды актрисой Джинджер Роджерс в фильме «Полет в Рио». После того как пара исполнила танец, элегантно передвигаясь по крышкам белых роялей, режиссеры обратили серьезное внимание на Астера и уговорили его продолжить сотрудничество с новой партнершей.
На протяжении 1930-х годов Фред и Джинджер стали одной из самых востребованных голливудских пар и снялись в десятке музыкальных фильмов, самыми популярными из которых стали комедии «Цилиндр», «Время свинга» и «Беззаботный». На площадке Астер требовал постоянного движения камеры и следил за тем, чтобы номера были неотъемлемой частью сюжетной линии. Он придирчиво относился к партнерам и репетировал до тех пор, пока не был полностью удовлетворен результатом.
Параллельно со съемками Фред продолжал совершенствоваться как танцор и экспериментировал в разных жанрах, сотрудничая с такими звездами, как Джоан Фонтейн, Элинор Пауэлл и Бинг Кросби. В 1941 году новой партнершей Астера стала Рита Хейворт, дочь латиноамериканского танцора, которым Фред восхищался в молодости. Образовав дуэт, полный взаимопонимания, актеры снялись в фильмах «Ты никогда не будешь богаче» и «Ты никогда не была восхитительнее».
Однако команда быстро распалась, и в последующие годы Фред не мог найти постоянного танцора себе в пару. Он сотрудничал с юной красавицей Джоан Лесли, потом пробовал работать с Люсиль Бремер и Джином Келли, но чувствовал отсутствие слаженности и с каждым днем все больше и больше разочаровывался в карьере киноактера.
Несмотря на то, что картины «Иоланда и вор», «Голубые небеса» и «Безумство Зигфилда» стали мега-популярными хитами, обогатившими создателей, в 1946 году Астер решил, что его карьера закончена, и объявил об уходе из кино.
Бывший актер занялся преподавательской работой и организовал собственную студию танцев, со временем открывшую филиалы по всей стране. Отсутствие внимания публики тяготило актера, и в 1948 году он вернулся в Голливуд с фильмом «Пасхальный парад», снятым на музыку известного композитора Питера Лоуфорда.
После этого Фред с переменным успехом участвовал в картинах «Три маленьких слова» и «Давайте потанцуем», а в 1951 году вернулся на вершину славы, сыграв одну из главных ролей в музыкальной комедии «Королевская свадьба», рассказывающей о талантливых нью-йоркских танцорах, приглашенных на церемонию венчания Елизаветы II.
Казалось, что творческая карьера наладилась, но, как водится, за взлетом последовал полный провал, совпавший с трагическими событиями в личной жизни актера. Из пропасти проблем танцору помогли выбраться создатели фильмов «Забавная мордашка» и «Шелковые чулки», а также новые партнеры Одри Хепбёрн и Сид Чарисс, которые загрузили его работой и не оставили времени на переживания. Несмотря на то, что Астер и компания затратили массу усилий на производство этих картин, они не стали популярными и не принесли коммерческого успеха.
В итоге Фред повторно ушел из кино, оставив в память о собственном творчестве богатую фильмографию, музыкальный альбом под названием «Истории Астера» и сингл композитора Ирвинга Берлина под названием «Щека к щеке», попавший в Зал славы престижной премии «Грэмми» в 2000 году.
В последующие годы Фред занимался созданием музыкально-танцевальных программ, удостоенных 9 премий «Эмми», а также появлялся во второстепенных ролях в кино. Самыми известными работами этого времени стали культовая картина Фрэнсиса Форда Копполы «Радуга Финиана» и фильм-катастрофа Ирвина Аллена «Вздымающийся ад».
Личная жизнь
Судя по фото, Фред Астер не был классическим голливудским красавцем, однако благодаря пристальному вниманию к собственной внешности он в течение всей жизни пользовался успехом у прекрасной половины человечества.
В молодости актер пережил несколько бурных, но непродолжительных романов, а в 1933 году нашел женщину, ставшую его женой на 21 год. Это была дама из высшего света, которую звали Филлис Поттер. До встречи с Астером она была замужем за известным представителем американского общества и имела сына от первого мужа.
Фред и Филлис прожили счастливую жизнь и стали родителями двоих детей, родившихся в 1936 и 1942 годах. Несмотря на обилие партнерш, постоянно окружавших танцора на съемках, он всегда оставался верен жене и глубоко переживал ее смерть от рака легких в 1954 году.
Для того чтобы оправиться от трагедии, Астеру потребовалось дожить до глубокой старости, вместе с которой в его жизнь пришла профессиональная наездница Робин Смит, ставшая в 1980 году второй супругой прославленного танцора.
Новый брак сохранил близкие отношения Фреда с детьми и внуками, и остаток жизни артист провел в кругу большой и дружной семьи.
Смерть
Астер всегда заботился о собственном здоровье, в старости он выглядел бодрым и подтянутым. Поэтому его смерть от пневмонии 22 июня 1987 года стала неожиданностью не только для поклонников, но и для близких родственников танцора.
Перед кончиной Фред попросил поблагодарить всех, кто его поддерживал на протяжении карьеры, адресовав отдельные слова своему молодому другу и коллеге Майклу Джексону.
Наследие Астера насчитывает десятки фильмов, не теряющих зрителя благодаря заботам дочери актера Авы Астер МакКензи. В 2000 году наследница великого танцора открыла мемориальную доску в Ирландии, а в 2008 году участвовала в мероприятиях, посвященных самым ярким моментам биографии талантливого отца.
Фильмография
- 1933 – «Полет в Рио»
- 1935 – «Цилиндр»
- 1936 – «Время свинга»
- 1937 – «Потанцуем?»
- 1940 – «Праздничный хор»
- 1945 – «Иоланта и вор»
- 1946 – «Голубые небеса»
- 1948 – «Пасхальный парад»
- 1951 – «Королевская свадьба»
- 1955 – «Длинноногий папочка»
- 1957 – «Забавная мордашка»
- 1968 – «Радуга Финиана»